Регистрация юридических лиц


Устная консультация 1000р. - 30 мин. Оставить заявку

Способы возникновения юридического лица заслуживают специального рассмотрения, поскольку ежедневно десятки людей сталкиваются с необходимостью регистрации юридических лиц. Ежедневно создаются и прекращают свою деятельность тысячи юридических лиц. Это связано как с особенностями экономической ситуации, когда удобнее действовать через юрлицо, либо с необходимостью оформить регулярное получение доходов каким-либо иным законным способом, при этом зачастую осуществляют регистрацию юридического лица.

Юридическая фирма «ЮрПрофБюро» в ходе своей деятельности оказывает услуги, связанные с регистрацией юридических лиц в Москве. В частности это могут быть следующие услуги:

  • консультации по вопросам регистрации юридических лиц;
  • помощь в определении организационно-правовой формы будущего юридического лица;
  • удаленная подготовка документов для регистрации;
  • заполнение заявления о регистрации юридического лица;
  • составление документов, необходимых при создании юридического лица, наличие которых предусмотрено законодательством;
  • услуги по регистрации юридического лица от имени заявителя по доверенности;
  • помощь с документальным оформлением формирования уставного капитала;
  • консультация по действиям, следующим за подачей документов на регистрацию;
  • консультативная и практическая помощь по иным вопросам, связанным с регистрацией.

Как и физическое, юридическое лицо признается субъектом права с момента своего возникновения. Возникновение юридического лица связано с его созданием и последующей государственной регистрацией.

Конкретный порядок регистрации зависит от правовой системы страны, в которой производится регистрация. Чем больше роль государства в традиционно сложившемся укладе, тем более строг порядок регистрации юридических лиц.

Государство в ходе своего развития выделилось в особый институт общества, без участия которого уже невозможно нормальное его функционирование.

Соответственно, в случае с юридическими лицами, чтобы стать субъектом права, юридическому лицу требуется получение санкции государства. А для получения санкции требуется выполнить ряд условий. Чем больше роль государства в развитии экономики, тем больше оно контролирует субъекты экономических отношений, соответственно, тем больше условий для получения статуса субъекта.

Развитие взглядов на регистрацию юридических лиц

Раньше, в начале двадцатого века, наукой права выделялось всего два вида создания юрлиц: разрешительный – концессионный, и явочный – регистрационный.

Первая система характеризовалась более прямым и плотным контролем государства при создании нового субъекта права. Так, например, чтобы создать акционерное товарищество в России девятнадцатого века, нужно было получить одобрение устава от властных органов.

Это объяснялось тем, что создание юридических лиц в то время было явлением не рядовым и имело большое значение для государственной экономики. Соответственно, государство вполне справедливо хотело быть в курсе дела и по возможности контролировать этот процесс.

Однако в начале двадцатого века эта система признана устаревшей, и тогда верховенство взяла система явочная.

Она пришла на смену концессионной, поскольку начал активно формироваться современный экономический уклад и разрешительная система регистрации юридических лиц больше не соответствовала настроениям своего времени.

Новая (явочная) система заключалась в том, что субъект права образовывался без участия государства, а по завершении его создания в регистрационный орган предоставлялись документы, необходимые для внесения нового субъекта права в соответствующий реестр.

В России это были послереволюционные времена, однако данные веяния затронули и нашу страну. Согласно Гражданскому кодексу 1922 года, чтобы товарищество было признано как юридическое лицо и, соответственно, могло осуществлять коммерческую деятельность, такое товарищество требуется внести в торговый реестр. За ложные сведения, сообщенные при регистрации юридических лиц, была предусмотрена уголовная ответственность.

Современная теория регистрации юридических лиц

В настоящее время теория гражданского права насчитывает четыре вида создания юрлиц: распорядительный, разрешительный, явочный и регистрационный. Иногда выделяют еще четыре вида: договорно-правовой, уставный, нормативный или признаковый.

Наибольшую свободу для тех субъектов, которые планируют создание юридического лица, дает явочный способ. Такой вид создания юрлиц характерен для стран англо-саксонской правовой системы. В этом случае какой-либо государственной регистрации не требуется вовсе. То есть юридическое лицо признается субъектом права исключительно по факту его создания. Регистрация юридического лица не требуется.

Следующим по сложности называется, как правило, регистрационный способ. Как следует из его названия, юридическое лицо считается созданным и, соответственно, приобретает права субъекта гражданских и иных отношений, с момента регистрации.

Данный вид является наиболее распространенным и рациональным, поскольку с одной стороны, в условиях рыночной экономики и признания экономических прав граждан государство просто не вправе вмешиваться в их свободу воли и, соответственно, как-то ограничивать или запрещать законную деятельность. С другой же стороны, государство обязано следить за законностью и вовремя пресекать различные попытки мошенничества, «черной экономической деятельности» и прочих незаконных явлений. И без контроля над работой юридических лиц это осуществить невозможно.

Таким образом, регистрация юридических лиц является компромиссом между указанными факторами и позволяет, не нарушая прав граждан иных субъектов права, получить информацию о юридических лицах и осуществлять их учет.

Следующим следует назвать разрешительный порядок. При таком порядке регистрация юридических лиц – не единственное условие. Для того чтобы юридическое лицо начало свое существование, требуется еще и разрешение специализированного государственного органа.

В современном мире из-за причин, указанных выше, данный способ непопулярен, однако он все же имеет место. Так, например, во Франции в указанном порядке создаются те юрлица, учредителями которых состоят иностранцы. В Германии – различные кредитные и стразовые организации.

При этом нужно отметить тот факт, что само по себе разрешение еще не является основанием для утверждения. что юридическое лицо стало субъектом права. Даже после получения разрешения ему требуется пройти регистрацию юридического лица.

И последним, четвертым из основных выделяемых порядков стоит назвать распорядительный порядок создания. Как это следует из его названия, для начала существования юрлица при таком порядке требуется чье-то распоряжение.

Как правило, это определенный государственный орган, специально уполномоченный совершать такие действия. В таких случаях регистрация юридического лица уже не требуется.

Регистрации юридического лица

Прежде всего для создания юридического лица требуется волеизъявление тех или того, кто в будущем станет учредителем или участником создаваемого субъекта права.

Именно с этого момента можно говорить о начале процедуры создания юридического лица.

Почти все вопросы регистрации юридического лица регулируются Гражданским кодексом (частью первой) Российской Федерации и Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Собственно государственная регистрация в узком смысле представляет собой акт специализированного государственного органа федерального подчинения, представляющий собой внесение регистрируемого юридического лица в соответствующий реестр юридических лиц.

В широком смысле – и это толкование регистрации юридического лица более распространено – она включает в себя весь процесс создания юридического лица, начиная от решения о создании и заканчивая собственно фактом регистрации.

В Российской Федерации юридическое лицо признается созданным с момента внесения записи в реестр. И, соответственно, прекращает оно свое существование с момента изъятия такой записи. То есть внесение имеет правоустанавливающий характер, так как только после данного действия юрлицо начинает обладать правоспособностью.

Целью государственной регистрации следует назвать защиту участников имущественного оборота, осуществление государственного контроля за юрлицами, получение статистических сведений, налогообложение.

Во время регистрации в регистрирующий орган предоставляются достоверные данные о создаваемом юрлице, его уставном капитале, видах деятельности, которыми оно будет заниматься, данные учредителей или участников, устав и иные документы. Таким образом, собирается полная база данных о лице, что позволяет осуществлять за ним максимально эффективный контроль.

Среди принципов регистрации юридических лиц можно назвать:

  1. принцип публичности – запись о регистрации юрлица является окончательной, и исчезнуть не может даже в случае ликвидации организации;
  2. принцип достоверности – правильность сведений, записанных в реестре, презюмируется и признание иного возможно лишь через суд;
  3. принцип гласности – государственный реестр находится в открытом доступе, и желающие могут требовать предоставления как выписки из реестра, так и копий документов;

Осуществление государственной регистрации

Для того чтобы зарегистрировать юридическое лицо, учредителям, участникам или их представителям необходимо обратиться в регистрирующий орган в том населенном пункте/районе, где будет находиться согласно документам исполнительный орган создаваемого юрлица.

Для большинства юрлиц порядок регистрации одинаковый (как правило, описывается регистрация юридических лиц ООО, поскольку это наиболее часто встречаемый вид юрлица). Однако некоторые их виды все же проходят особый порядок создания.

В Российской Федерации некоторые юридические лица регистрируются в особом порядке, в частности профсоюзы, кредитные организации, религиозные организации, политические партии и торгово-промышленные палаты, и другие. Особенности их регистрации оговорены, как правило, непосредственно в части первой Гражданского кодекса или в специализированных законах, посвященных деятельности таких организаций.

В качестве примера можно привести такой факт: кредитные организации регистрируются только с непосредственным участием Центрального Банка России.

Для того чтобы зарегистрировать организацию, в регистрирующий орган предоставляется подготовленный пакет документов. Это обязательный перечень, который оговорен в Федеральном законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В зависимости от конкретного вида организации, которую регистрируют, данный перечень может несколько разниться, но он всегда содержит в себе заявление о государственной регистрации юридического лица, решение о создании, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины.

Зачастую эту процедуру учредители осуществляют не самостоятельно, а нанимают специалиста по регистрации юридических лиц. Юристы компании «ЮрПрофБюро» неоднократно занимались регистрацией и накопили достаточный опыт, позволяющий осуществлять регистрацию быстро и грамотно.


<< Внесение изменений в ЕГРЮЛ Ликвидация юридических лиц >>